Таблица соответствия скорости автомобиля ВАЗ 2108 оборотам двигателя

Передаточные числа:
3,636 1,950 1,357 0,941 0,784
ГП = 3.7

Об./мин.IIIIIIIVV
500 3.9 7.2 10.414.917.9
10007.714.420.729.935.8
150011.621.631.144.853.7
200015.528.841.459.771.7
250019.336.051.874.689.6
300023.243.262.189.6107.5
350027.050.472.5104.5125.4
400030.957.682.8119.4143.3
450034.864.893.2134.3161.2
500038.672.0103.5149.3179.1
550042.579.2113.9164.2197.1
600046.486.4124.2179.1215.0
650050.293.6134.6194.0232.9
700054.1100.8144.9209.0250.8

Передаточные числа:
3,636 1,950 1,357 0,941 0,784
ГП = 3.9

Об./мин.IIIIIIIVV
5003.76.89.814.217.0
10007.313.719.628.334.0
150011.020.529.542.551.0
200014.727.339.356.668.0
250018.334.249.170.885.0
300022.041.058.985.0102.0
350025.747.868.799.1119.0
400029.354.778.6113.3136.0
450033.061.588.4127.4153.0
500036.668.398.2141.6170.0
550040.375.2108.0155.8187.0
600044.082.0117.8169.9204.0
650047.688.8127.7184.1220.9
700051.395.7137.5198.2237.9

Передаточные числа:
2,923 2,105 1,357 0,941 0,784
ГП = 4.1

Об./мин.IIIIIIIVV
5004.36.09.313.516.2
10008.712.018.726.932.3
150013.018.128.040.448.5
200017.324.137.453.964.7
250021.730.146.767.380.8
300026.036.156.080.897.0
350030.442.165.494.3113.2
400034.748.274.7107.8129.3
450039.054.284.1121.2145.5
500043.460.293.4134.7161.7
550047.766.2102.7148.2177.8
600052.072.3112.1161.6194.0
650056.478.3121.4175.1210.2
700060.784.3130.8188.6226.3

Посмотрим теперь на данные из таблиц, представив их в графическом виде. Так, на первой картинке представлена зависимость оборотов двигателя от текущей скорости автомобиля. Хорошо видно, что чем меньше значение ГП, тем большую скорость имеет автомобиль при равных оборотах двигателя, что естественно. Отклонение от такого поведения наблюдается лишь на I-й передаче для ГП=4.1, что объясняется изменением передаточных чисел I-й и II-й передач.
Однако это одна сторона медали. Взглянув на следующую картинку, где представлена зависимость падения оборотов двигателя при переключении передач (понятно, что линии с максимальным наклоном соответствуют переходу с I-й на II-ю передачу, а с минимальным -- с IV-й на V-ю) от текущей скорости автомобиля (в момент переключения передачи), обнаружим, что чем больше ГП -- тем сильнее падают обороты. Исключение -- опять же переходы с I-й на II-ю и со II-й на III-ю для ГП=4.1 вследствие указанной выше причины.
Таким образом преимущества большого значения ГП спорны, т.к. помимо уменьшения максимальной скорости (при той же мощности) получаем ещё и большие перепады оборотов при переключениях.

А вот изменение передаточных чисел низших передач -- вещь действительно крайне полезная. Всем известна ступенька между I-й и II-й передачей в стандартной "зубильной" коробке. При интенсивном разгоне её результатом является необходимость раскручивать двигатель на I-й передаче до практически максимально возможных оборотов, чтобы при переходе на II-ю двигатель не задохнулся. И именно поэтому в "зубильной" КПП страдает в первую очередь именно II-я передача, т.к. за счёт своего низкого передаточного числа (по отношению к I-й), она тормозит раскрутившийся уже до приличных оборотов двигатель.
Посмотрим, как влияет изменение передаточных чисел на эту пресловутую ступеньку. На нижеследующих картинках представлены зависимости падения оборотов двигателя при переходах с I-й на II-ю и со II-й на III-ю передачи для стандартного и изменённого рядов от текущих оборотов двигателя. Иными словами, график показывает -- насколько упадут текущие обороты двигателя, если Вы переключили передачу.
Естественно, что уменьшение передаточного числа I-й передачи и увеличение II-й приводит к уменьшению перепада при переходе с I-й на II-ю и к его увеличению при переходе со II-й на III-ю. Но! Если первый перепад уменьшился в среднем на величину 700 об/мин, то второй увеличился всего на 200! Таким образом, если при стандартном ряде при переходе с I-й на II-ю на 4500 об/мин мы имели в результате ~2400 об/мин, то теперь ~3250 об/мин! При переходе со II-й на III-ю на 4500 об/мин имели 3100 об/мин, а получили 2900 об/мин. Согласитесь, что с 2900 двигателю подхватить куда как легче, чем с 2400. Т.е. разгон стал гораздо более эластичным.